Учебный центр

"Небо для Барина"

«Какой для тебя закон писан, дурак? Кому нужно для вас, для дряни, законы писать? Какие такие у тебя права, коли ты мальчишка, и вся цена тебе грош? Уж очень много вы о себе думать стали! Написаны законы, а вы думаете это про вас. Мелко плаваете, чтобы для вас законы писать. Вот покажут тебе законы! Для вас закон — одна воля хозяйская» 
Не всё коту масленица (Островский А. Н., 1871)

Как обычно после Нового года оживает законотворческая жизнь и инициатива. К сожалению, в этот раз она не обошла стороной беспилотники и правила регулирования развития, в нашем случае вспять, отрасли беспилотных летательных аппаратов.
Приведём фрагмент статьи «Капкан для беспилотников. Рынок БАС может остановиться 1 марта» с сайта ассоциации “Аэронекст”: «Грядущие санкции надзорных органов за заведомо невыполнимые пункты ФАП-494 не только обернутся колоссальными издержками, но и серьезно затормозят развитие отечественной конкурентоспособной индустрии БАС.


В 2021 году многие предприятия-эксплуатанты БАС получили от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта неожиданные письма с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере воздушного законодательства.
Особо “удачливые” предприниматели получили не только предостережения, но выездные проверки и предписания к устранению нарушений.
Речь в полученных письмах идет о требованиях, установленных Федеральными авиационными правилами “Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта”, утвержденными Приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 (ФАП-494).


Как следует ожидать, начиная с 1 марта территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта начнут в массовом порядке привлекать эксплуатантов БАС к ответственности, приостанавливая деятельность таких компаний как за отсутствие сертификата эксплуатанта в целом, так и за невыполнение отдельных требований ФАП-494».
Полный вариант статьи читайте ниже по ссылке: https://aeronext.aero/press_room/news/072067


Исходя из приведенной информации, уже можно понять, что принятые меры регулирования не только не способствуют развитию отрасли, но, что еще хуже, ей мешают. Очень часто любят говорить, что «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», но непонятно, зачем ограничивать одно из самых перспективных направлений развития – беспилотную авиацию?
И до этого законодательство было крайне расплывчато и неоднородно, содержало множество «серых» зон, в результате чего все риски были вынуждены взять на себя производители и крупные эксплуатанты.
Основными крупнейшими потребителями промышленных БПЛА являются крупные компании (агрохолдинги, добывающие холдинги, сетевые компании), которые вынуждены соблюдать законодательство по эксплуатации БПЛА, не способствующее экспериментам по внедрению беспилотников в производственные процессы.
Теперь все нововведения по внедрению БПЛА они вынуждены будут проводить под страхом штрафа, с учетом размера компании, скорее всего, крупного.
Подготовленный наскоро ФАП, как отмечается в статье от "Аэронекст", привносит следующие изменения:
«Пункт 2.7. (вступает в силу с 1 марта 2022 года).
Эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах (далее - БВС), в том числе с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации».
Прежде всего, Минтрансом России не утверждена Типовая программа подготовки внешних пилотов “легких” БВС, которую еще весной 2021 года разработала Ассоциация “Аэронекст” в кооперации с широким кругом работодателей.
Так, форма рекомендуемого образца Заявления на получение сертификата эксплуатанта, установленного Приложением № 2 ФАП-494, в части 4 “Летный экипаж, кабинный экипаж” предполагает указание сведений о Свидетельстве авиационного специалиста.
При этом пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса установлено, что Свидетельство, выданное уполномоченным органом в области гражданской авиации, внешним пилотам “легких” БВС не требуется.
При этом иной эквивалентный документ, на основании которого авиационный специалист данной категории может быть допущен к деятельности, законодательно не определен
Далее:
«ПУНКТ 2.11.
Пункт требует наличия обязательных видов страхования, предусмотренных ст. 131, 132 и 135 Воздушного кодекса.
Вместе с тем, согласно Воздушному кодексу, требование статьи 132 по обязательному страхованию жизни и здоровья членов экипажа распространяется только на членов экипажа пилотируемых ВС.
Как правило, страховые компании требуют от заявителей документы, подтверждающие летную годность БВС.
Если для БВС с максимальной взлетной массой более 30 кг таким документом является Сертификат летной годности, то для "легких" БВС эквивалентный документ нормативно не установлен».
Это только часть новых требований, которую рассмотрели в “Аэронексте”.
В общем, даже по части этого текста можно понять, что законодательство для беспилотных авиационных систем было плохое, а стало еще хуже.
Есть большие сомнения, что данные требования повысят безопасность эксплуатации БПЛА и поспособствуют развитию отрасли. К сожалению, воздушное пространство страны и так сужается катастрофически быстрыми темпами, так, например, с 1990 года по настоящее время количество аэропортов в России сократилось более чем в четыре раза: с 1450 до 315.


Видимо, отставание в производстве и внедрении БПЛА будет только нарастать, потому что пока нет внятной стратегии по развитию малой авиации, в том числе и беспилотной, нет планов разгрузки московского авиаузла для улучшения воздушной связанности малых и больших городов страны, отрасль БПЛА также будет стагнировать и стоять на месте.
Будем наблюдать за дальнейшим развитием событий.
https://aeronext.aero/press_room/news/072067